Российский Союз автостраховщиков (РСА) и Служба финансового уполномоченного (Финомбудсмен) предлагают изменения в закон об ОСАГО, которые, по их мнению, могут сделать процесс урегулирования после ДТП более прозрачным и предотвратить рост судебных разбирательств.
Новые предложения касаются натурального возмещения, особенно в случаях, когда страховая компания не имеет собственной станции технического обслуживания с необходимыми деталями. Что может произойти с ОСАГО в Москве и регионах в связи с предлагаемыми изменениями, расскажем далее.
Каков основной посыл новых предложений по ущербу в ОСАГО?
· Одним из ключевых изменений является предложение о том, что если у страховщика нет своей станции с нужными деталями, страхователю предоставляется право предложить свою станцию технического обслуживания, с которой у него будет подписываться договор. В этом случае страховая компания обязуется оплатить ремонт именно на этой станции.
· Если же и у страховщика, и у владельца автомобиля нет станции с необходимыми деталями, производится выплата денег за минусом износа.
Предложенные изменения направлены на более четкое определение прав и обязанностей сторон – страховщика и потребителя – при натуральном возмещении. Это, по словам главы РСА Евгения Уфимцева, может помочь избежать возможных споров и судебных разбирательств, которые в последнее время стали более актуальными из-за трудностей с поиском новых запчастей.
Основная цель предложенных изменений – улучшение ситуации на рынке автострахования, сокращение числа недобросовестных посредников и повышение качества обслуживания. Глава РСА уверен, что эти изменения могут снизить влияние недобросовестных юристов, которые, используя неопределенность в законе, пытаются получить более выгодные условия для страхователей через судебные иски.
Однако, несмотря на заявленные цели улучшения, страхователям может быть невыгодно получать денежные компенсации с учетом износа. Это связано с тем, что при натуральном возмещении страховщик оплачивает ремонт автомобиля и не учитывает износ деталей, а вот при денежной компенсации износ учитывается, что в конечном итоге может привести к меньшей сумме, чем если бы страхованному выплатили деньги без износа, как и должно быть при ремонте.
Таким образом, страхователи могут оказаться в проигрышной ситуации, выбирая возможность получения денежной компенсации, что собственно и так происходит, только заканчивается судебными исками, которые так раздражают страховщиков.
Купить ОСАГО становится все более невыгодным делом, ведь получится, что в основном своем большинстве страхователи будут получать денежные суммы с учетом износа и по справочникам, так что вряд ли их будет хватать на реальное восстановление авто. Это может повлиять на рост количества водителей без ОСАГО. Часть автомобилистов сделает уклон на каршеринг или илы решения в виде отказа от собственного авто, а часть будет просто не делать расчет ОСАГО и не оформлять полисы или покупать дешевые фальшивки.
Но бороться с нарушителями будут не снижением цены ОСАГО или повышением сервиса по урегулированию, а, вероятное всего, ужесточением контроля и санкций за нарушение закона.