Статистическое исследование данных по ОСАГО выявило очень неблагоприятные тенденции, связанные с выплатами, касающимися юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, хотя это вполне может быть результатом прошедшего локдауна.
Размер произведенных выплат физическим лицам, купившим ОСАГО онлайн или в бумажном варианте, в момент введения пандемийных ограничений снизился по понятным причинам – автомобилисты были вынуждены значительно сократить количество поездок и убыточность упала. А что же произошло с выплатами в сегменте юрлиц и ИП, обсудим далее.Выплаты на грани убыточности: стоит ли мечтать купить ОСАГО дешево?
Планка убыточности, установленная регулятором в области обязательного автострахования, составляет 77%, и это очень важная грань, преодоление которой чревато для страховой компании сильными негативными последствиями:
• Риск утраты капитала;
• Риск не обеспечения резервов и дальнейшей страховой деятельности.
Издержки на ведение дел по автогражданке у страховщиков велики, и они должны обеспечиваться остатками от премий по ОСАГО после произведенных выплат, и данная часть не должна быть менее 23%. В 2019 году же произошло следующее:
• На выплаты физическим лицам в первом полугодии текущего года пришлось более 80%, что немного больше установленной грани.
• А вот на выплаты в сегменте юрлиц и ИП пришлось более 81%.
В текущем году ситуация была немного выправлена локдауном:
• Выплаты по физлицам составили почти 65%;
• По юрлицам и ИП – упали до 74,3%.
Самыми убыточными в автогражданке стали такси, хотя число ДТП с их участием практически не увеличилось, а количество смертельных аварий с участием такси выросло на 20%. Именно поэтому расчет ОСАГО для них очень дорогой и мало кто из страховщиков готов принимать их на страхование. Страховщики заинтересованы в комплексном решении вопроса с данными убыточными секторами и даже предлагают некоторые варианты решений, к примеру:
• Ужесточить проверки для допуска к вождению;
• Усовершенствовать систему подготовки водителей и тд.
Ну и по-прежнему самый действенный, с точки зрения страховщиков, метод воздействия – увеличение тарифов по расчету полиса ОСАГО для аварийных клиентов, что вероятно простимулирует автопарки разобраться с проблемой.
С другой стороны может случиться следующее: увеличенный расчет страховки ОСАГО для такси может оказаться неподъемным для автопарков, и они могут просто перестать покупать обязательные полисы вопреки всему. В такой ситуации будут ущемляться интересы пассажиров и иных участников дорожного движения. Но и оставлять ситуацию как есть также нельзя, так как из-за высокой убыточности страховщикам просто невыгодно страховать такси, а это значит нужно выработать какое-то взвешенное решение для того, чтобы сохранить баланс. Вот тут то и понадобится тот самый комплексный подход, но не только со стороны автопарков, но и со стороны регулятора и всего страхового сообщества ОСАГО.