Расчет стоимости ОСАГО – предмет постоянных споров и разногласий, поскольку данный вид страхования является обязательным, и тарификация регулируется государством.
Парадокс состоит в том, что весь процесс осуществляют страховые компании, которые являются коммерческими учреждениями и нацелены на извлечение прибыли, поэтому они считают, что ОСАГО должно быть как минимум безубыточным. Какие интриги происходят с коэффициентами сейчас, расскажем далее.Идеи реформирования системы ОСАГО
Реформа назревала уже давно, так как на протяжении ряда лет тарифы в ОСАГО не менялись, а инфляция по-прежнему жила полноценной жизнью, удорожая стоимости ремонтов. Первый шаг в либерализации цен в данном виде страхования расширил горизонты на 20% в обе стороны, и среди страховщиков началась конкурентная гонка, в процессе которой стоимость ОСАГО в среднем упала на 5,1%.
Дальше в умах начался полный хаос, так как были провозглашены сразу несколько революционных идей, каждая из которых напрямую могла повлиять на тарифообразование:
• Удалить коэффициенты мощности и территории;
• Повысить лимиты по жизни и здоровью в 4 раза;
• Ввести телематику для определения индивидуального поведения за рулем и потенциальной аварийности водителя;
• Ввести коэффициент агрессивности и тд.
Если бы все эти идеи были воплощены, то расчет страховки ОСАГО мог бы очень и очень сильно удивить даже самих депутатов. Однако после многочисленных обсуждений все-таки пришли к выводу, что удалять коэффициенты без их замены на более индивидуальные нельзя, так же как и резко увеличивать страховые суммы. В первом случае у страховщиков мог случиться коллапс из-за недобора страховой премии, а во втором случае полис ОСАГО сильно бы подорожал.
Поэтому решили страховые лимиты не трогать, коэффициенты не удалять, а просто добавить новые индивидуальные надбавки или скидки в зависимости от того, как водитель ездит. Это будет определять сам страховщик в рамках максимально и минимально возможной цены в ОСАГО, которую установит регулятор – Центробанк.
Как именно будет реализовываться данная схема расчета, пока не ясно. Однако страховщики декларируют, что стоимость полиса будет получаться более справедливой, и те, кто ездит аккуратно, не будут переплачивать за аварийных водителей.
Цена ОСАГО давно кажется автолюбителям завышенной, и еще свежи воспоминания о том, как страховщики в массовом порядке занижали страховые выплаты, с чем пришлось бороться в судах при помощи автоюристов, которых страховые организации называли мошенниками, хотя суды вставали на позиции страхователей и форсировали справедливые выплаты. А после этого было заявлено об очень сильной убыточности данного направления, хотя чистую прибыль страховщиков можно сравнить с заработками нефтяников (около 9%).
И вполне очевидно, что страсти на втором этапе реформы вряд ли закончатся, ведь ОСАГО – это очень притягательный рынок, за который стоит побороться.