8 495 2230033
Задать вопрос
Ваше имя *
Телефон
E-mail *
Ваш вопрос *
 
Контрольные символы *
 
перезвоните мне
Перезвоните мне
Ваше имя *
Телефон *
E-mail
 
Контрольные символы *
 

ОСАГО начнет дорожать, а КАСКО подешевеет: как страховщики выживают в кризис

09.11.2008

В большинстве сфер, связанных с финансовым рынком, на данный момент только предполагают, насколько сильно по ним ударит кризис. Не стало исключением и ОСАГО и каско авто страхование. Итоги года подводить ещё рано, но предположения уже довольно пессимистичны.

В большинстве сфер, связанных с финансовым рынком, на данный момент только предполагают, насколько сильно по ним ударит кризис. Не стало исключением и ОСАГО и каско авто страхование. Итоги года подводить ещё рано, но предположения уже довольно пессимистичны.

Ещё недавно эксперты, впечатлённые стремительным ростом числа выданных автокредитов (авто кредит без каско), уверяли, что в ближайшие 2-3 года прирост автокредитов на 40-50% гарантирован. Но в настоящее время актуальны совсем другие прогнозы. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подготовило обзор с довольно «говорящим» названием «Рынок страхования автотранспорта: торможение после разгона». В нем говорится, что в 2008 году рынок автокаско (авто страхование каско) вырастет на 27%, а рынок ОСАГО — всего на 11%.

Дело в том, что мировой финансовый кризис повлияет на темпы развития автострахования как напрямую — через снижение объемов автокредитования, так и косвенно — через уменьшение покупательной способности населения. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2008 году в стране будет приобретено около 2, 75 миллиона машин. Ранее предполагалось, что спрос будет выше, и мировые автогиганты за год смогут продать не менее 3 миллионов автомобилей. Пока наиболее ощутим спад в сегменте бюджетных (до 20 тысяч долларов) и среднеценовых (20-35 тысяч долларов) моделей, где доля кредитных покупок выше всего. Но в дальнейшем, считают эксперты, спад затронет весь рынок без исключения.

Автостраховщикам придется плохо. По оценке аналитического агентства «Автостат», сегодня страховка автомобиля каско оформлена примерно на 20% легковых автомобилей, колесящих по российским дорогам. При этом «львиная доля» (75-80%) этих машин — новинки автопрома, выпущенные не более трех лет назад. И как минимум половина из них приобретена в кредит — ведь практически ни один банк не оформит авто кредит без каско (авто страховки каско в данном случае являются обязательным условием выдачи займа). Да и сами россияне все реже полагаются на «авось», предпочитая оформить страховку (альфа страхование каско, гута страхование каско) и спать спокойно. Резкий рост автопродаж привел к тому, что машины покупают даже те, у кого нет ни гаража, ни места на охраняемой стоянке. Довольно дорогие марки автомобилей начали позволять себе люди с небольшим водительским стажем. Им выгоднее купить страховку (каско и ОСАГО страховка), нежели за свой счет чинить повреждения. Вот простой пример. Замена двух дверей, капота, правого зеркала, лобового и бокового стекол в одной из иномарок среднего класса обойдется более чем в 60 тысяч рублей, и это не считая работы. Страховка (автострахование каско автомобиля) на этот автомобиль стоила 52 тысячи рублей. Понятно, что в данном случае страховая компания оказалась в убытке, а владелец машины неплохо сэкономил.

«Эксперт РА» оценивает автострахование (КАСКО и ОСАГО страховка), как один из наиболее убыточных видов страхования. В первом полугодии 2008 года средний уровень выплат по КАСКО достиг 52, 2%, по ОСАГО — 57, 7%. Главные вопросы для страховщиков теперь — «кто виноват» и «что делать»? По словам Алексея Янина (руководитель направления рейтингов страховых компаний департамента рейтингов финансовых институтов «Эксперт РА»), основные факторы роста убыточности в добровольном автостраховании — демпинг, высокие комиссии посредникам, отсутствие механизма франшизы, стремительный рост цен на ремонт автомобилей в условиях крайнего дефицита авторемонтных мастерских и высокая угоняемость автотранспорта. Причины роста убыточности в ОСАГО — неадекватные поправочные коэффициенты, инфляция и законодательное увеличение обязательств страховщиков.

Кстати, с ОСАГО — отдельная история. Рынок ОСАГО почти в два раза меньше чем КАСКО (каско ОСАГО разница). Эксперты «Автостата» оценивают его емкость в 2008 году в 75-80 млрд. рублей. При этом годовой коэффициент убыточности по ОСАГО на 1-ое июля 2008 года составлял более 70%. Но для многих страховщиков этот вид страхования — едва ли не единственный, по которому удастся найти клиентов. По всем остальным — не факт. Каско (прямое страхование) и страхование имущества станут жертвой спада кредитной активности, медицинские программы сократятся из-за массовых увольнений в компаниях и существенного сокращения трат на соцпакеты. Поэтому, скорее всего, страховщики не только не станут уменьшать тарифы по ОСАГО, но и сделают все, чтобы их повысить. В первую очередь, за счет увеличения региональных коэффициентов — сегодня Москва платит больше, чем многие регионы, где уровень жизни ниже.

Зато в сегменте КАСКО (каско против ОСАГО) может начаться демпинг: слабые игроки начнут снижать цены, чтобы хоть как-то стимулировать продажи. Кроме того, они будут вынуждены улучшить качество андеррайтинга и сокращать расходы на ведение дела. Это приведет к тому, что некоторые категории водителей, как и некоторые модели автомобилей, будут страховать по «заградительному» тарифу. Слабые игроки рынка, не успевшие накопить необходимые резервы, могут не справиться с выплатой страховых возмещений в полном объеме. Они будут либо чаще отказывать под надуманными предлогами (скорее всего, такое каско страхование повлечёт отзывы, негативно сказывающиеся на имидже компании), либо сокращать объем выплат. Некоторые и вовсе могут объявить себя банкротами. Тогда их клиентам придется платить за ремонт из своего кармана. Чтобы избежать этого, эксперты советуют выбирать крупные и известные компании (автострахование компании каско) — они, скорее всего, благополучно переживут трудные времена. Слишком низкая страховая премия должна не обрадовать, а насторожить — это означает, что страховщик не слишком-то надежен. Набрать-то он клиентов наберет, а вот как будет выполнять свои обязательства?

В целом перспективы рынка автострахования пока туманны. С одной стороны, количество продаж автомобилей снизится, но с другой — останутся прежние клиенты, которые еще не погасили кредиты или просто желают продлить страховку (срок страховки каско вы можете выбрать самостоятельно). Страховщики, сумевшие их удержать, скорее всего, переживут трудные времена более или менее безболезненно. Тем же, кто целиком сосредоточился на «кредитных» клиентах, или не сумел заработать хорошую репутацию, придется вдвойне тяжело.

Рекомендуйте нас:
наверхнаверх