В 2015 году рынок добровольного автострахования уступил по размерам рынку ОСАГО. Эксперты связывают это с резким снижением доходов основной части населения, сокращением продаж автотранспорта и значительным увеличением тарифов. Кроме того, этому способствовал повысившийся максимальный порог выплат по «автогражданке».
КАСКО плюс франшиза набирает популярность
Тогда убытки по КАСКО, обусловленные ростом цен на автозапчасти и сокращением продаж, покрывались за счет прибыли по обязательному автострахованию. Текущий год принес изменения в сложившуюся ситуацию. Повышение рентабельности КАСКО позволяет страховщикам с большой долей ОСАГО, который вскоре может стать убыточным, создавать резерв.
При корректировке тарифов в 2015 году предполагалось дальнейшее снижение рублевого курса, подорожание ремонтных работ и автозапчастей. Но прогнозы не оправдались, что привело к снижению убыточности в 2016 году. Страховые тарифы повысились на четверть, в то время как увеличение стоимости автозапчастей не перешло порог в 15 %.
Представители страховых компаний называют факторы, способствующие улучшению ситуации на рынке КАСКО:
- корректирование тарифов;
- возрастающая популярность франшизы, когда часть ущерба страхователь возмещает самостоятельно;
- совершенствование процедуры урегулирования убытков;
- разработка и применение методов борьбы с мошенничеством.
Так, доля полисов с франшизой в СК «Уралсиб» выросла в три раза и достигла 46 %. Рост подтверждают и другие страховые организации. В «Росгосстрахе» уверены, что это далеко не предел.
СК видят в франшизе большой потенциал
Размер франшизы колеблется в пределах 10000-100000 рублей. Однако наиболее часто страхователи предпочитают франшизу в 20 тыс. или 25 тыс. рублей. Популярность этого вида страхования позволяет понизить уровень выплат и убытки компаний. Согласно статистическим данным, большое количество страховых событий связано с мелким убытками. Но чтобы их урегулировать, СК приходится нести существенные издержки.
Страховщики считают, что франшиза становится более распространенной, благодаря тому, что:
- Страхователи не готовы полностью отказаться от страхования, опасаясь серьезных повреждений. Поэтому автовладельцы стремятся купить КАСКО, сэкономив при этом на его стоимости.
- Банковские организации стали работать с франшизой. Ее размер для дорогостоящих иномарок, приобретаемых в кредит, может достигать 50 тыс. рублей.
- Страховые фирмы не планируют очередного роста тарифов на добровольное автострахование. Допускаются лишь некоторые корректировки. Причем вероятным является даже некоторое снижение цен на страховки.
С одной стороны, в I квартале зафиксировано снижение продаж автомобилей почти на 17 % и полисов – на 6,5 %. С другой стороны, существует категория автотранспорта старше одного года, которая страхуется ежегодно, поскольку, несмотря на экономическую ситуацию, есть автовладельцы, осознающие риск остаться без машины в случае непредвиденных ситуаций.