Несколько лет тому назад произошел один интересный случай: был угнан автомобиль, оставленный на дороге. В нем остались документы и ключи. Естественно, его владелец получил отказ в выплате КАСКО.
Однако был там один нюанс: водителю пришлось действовать быстро, чтобы спасти утопающего. Ему пришлось добиваться страхового возмещения в судебном порядке. Неизвестно, как этот человек поступит в следующий раз: поспешит ли на помощь или сначала выполнит все упомянутые в страховых правилах действия, способные предотвратить угон.
Правила страхования – верные помощники страховщиков
Расчет КАСКО производится на основании страхового договора и правил. Последние содержат подробный перечень ситуаций, которые приведут к отказу в выплате. У каждой СК они свои. Если говорить о риске «хищение/угон ТС», то это, как правило:
- кража авто с регистрационными документами;
- нарушение предписаний по использованию и хранению автотранспорта;
- несоблюдение сроков, а также порядка оповещения о наступлении страхового события;
- наличие только одного комплекта ключей.
Помимо этого, страховая организация может настоять на организации собственного расследования происшедшего. Причем это может происходить в неустановленные сроки, а до завершения расследования страхователь выплаты, конечно же, не увидит.
Значительная доля клиентов страховых организаций не считает нужным ознакомиться с Правилами страхования. Однако нельзя будет сослаться на их незнание. Как известно, от ответственности это не избавляет.
Приоритетность ГК РФ
Если разбирательства между страховщиком и страхователем доходят до суда, то здесь, как правило, выигрывает последний. А все потому, что выше любых Правил страхования стоит российский Гражданский кодекс. В 2013 году ВС был вынесен вердикт, позволяющий разгрузить судебные инстанции. В нем говорится, что для признания случая страховым достаточно предоставить страховщику документы, подтверждающие факт происшествия и получения ущерба.
Если же компания отказывает автовладельцу в возмещении, ссылаясь на неверный порядок действий клиента и нарушение им некоторые требований, то суд признает подобные условия ничтожными. Эти формальности способствуют ухудшению положения граждан и нарушению их прав, что идет вразрез с действующим законодательством.
Например, если страховая отказала в выплате по автострахованию из-за того, что клиент вместо слово «угон» применил термин «хищение», можно смело обращаться в суд. Трактовка данных понятий относится к УК РФ, поэтому рядовой гражданин не обязан владеть такой терминологией. Чтобы правильно составить претензию и собрать весь необходимый пакет бумаг, рекомендуется обратиться за помощью к юристу.
Грубая неосторожность автовладельцев
Однако далеко не все требования СК являются формальными. Например, если имела место грубая неосторожность, выплаты страхователь, скорее всего, лишится. К таковой относятся и забытые документы либо ключи в салоне автомобиля. Тем не менее, и здесь не все прозрачно: будут или нет события причислены к этой самой неосторожности, решит конкретный суд или страховая компания. Возвращаясь к описываемым в самом начале событиям, можно сказать, что они таковыми не являлись, а потому решение было вынесено в пользу автовладельца.