На первый взгляд, снижение среднего расчета по ОСАГО до 7 638 рублей в октябре 2024 года выглядит как положительная тенденция.
Этот показатель уменьшился на 5,2% по сравнению с январем 2024 года и на 3,2% в сравнении с октябрем 2023 года. Однако для автомобилистов эта новость не столь радужная. Реальные затраты на восстановление автомобилей после аварий часто остаются выше компенсаций, несмотря на рост средней выплаты по ОСАГО в Москве и регионах.
Расчет ОСАГО снизился, но решает ли это проблемы?
Уменьшение стоимости страховки во многом связано с политикой страховых компаний, которые предлагают скидки аккуратным водителям. Как отмечает Евгений Уфимцев, президент РСА, (по материалам АСН) более 90% автомобилистов получают бонусы за безаварийное вождение. Однако рост цен на ремонт и комплектующие делает эти скидки менее ощутимыми для бюджета автовладельцев.
Дополнительно, на снижение средней премии повлияло внедрение краткосрочных полисов ОСАГО, рассчитанных на один-три месяца. Они стали особенно популярны у таксистов, работающих нерегулярно. Средняя стоимость таких полисов в октябре составила всего 449 рублей, что почти в восемь раз меньше показателей первых месяцев продаж. Но, несмотря на удобство краткосрочных договоров, они не решают глобальную проблему высокой цены ОСАГО для основного большинства.
Выплаты увеличиваются, но автомобилистам этого не хватает
Средняя выплата по ОСАГО в октябре 2024 года составила 104 284 рубля, что на 4,1% превышает уровень начала года и на 6,3% больше, чем год назад.
В период с января по октябрь средняя выплата выросла на 12,6%, достигнув 99,4 тыс. рублей.
Несмотря на это, реальные затраты на ремонт автомобилей зачастую оказываются выше выделенной компенсации. Рост стоимости запчастей и услуг автосервисов усугубляет финансовую нагрузку на автовладельцев, заставляя их покрывать разницу из своего кармана.
Основные тренды ОСАГО
Суммарные выплаты по ОСАГО за первые 10 месяцев 2024 года увеличились на 13,5%, достигнув 156,3 млрд рублей. При этом количество урегулированных убытков выросло менее чем на 1%. Это указывает на увеличение средней стоимости страховых случаев. Количество заключенных договоров, напротив, выросло на 5,7%, что объясняется активным использованием краткосрочных полисов.
Ключевые вызовы для рынка ОСАГО
Несмотря на уменьшение средней премии и рост компенсаций, автомобилисты продолжают сталкиваться с рядом трудностей:
- Недостаточная компенсация ущерба. Выплаты нередко покрывают лишь часть реальных расходов на ремонт.
- Высокие тарифы для определенных категорий водителей. Опытные водители с безаварийной историей хоть и получают скидки, но стоимость полиса остается значительной.
- Сложности при урегулировании убытков. Оценка ущерба и взаимодействие со страховыми компаниями - часто длительный и проблемный процесс.
Рынок ОСАГО остается противоречивым: снижение премий и рост выплат не компенсируют реальных затрат на ремонт, а страховка по-прежнему обременительна для многих водителей. Для улучшения ситуации стоит пересмотреть подход к тарифам и компенсациям, чтобы сделать ОСАГО более доступным и эффективным инструментом защиты интересов автовладельцев.