Ремонт автомобилей по ОСАГО с использованием бывших в употреблении запчастей — инициатива, активно обсуждаемая правительством и страховыми компаниями, которая обещает очередные изменения в страховой системе.
Однако за мнимой выгодой скрываются риски и неудобства для автовладельцев, делающие новый подход потенциально невыгодным для большинства страхователей. Настоящим сервисом и расчетом ОСАГО и так недовольно множество водителей, а грядущие изменения не внушают особых надежд на улучшения.
Почему заговорили о б/у запчастях в ОСАГО?
Санкции и разрыв логистических цепочек на фоне ухода иностранных автопроизводителей с российского рынка создали дефицит новых деталей. Их поставка занимает в два-три раза больше времени, а цены выросли. Ситуация настолько критична, что станции техобслуживания часто отказываются брать машины в ремонт по ОСАГО, ведь они не могут уложиться в обязательные 30 дней.
Сегодня менее 5% клиентов ОСАГО получают ремонт, остальные довольствуются денежными выплатами, которые редко покрывают реальные расходы на восстановление автомобиля. Поэтому Российский союз автостраховщиков (РСА) предлагает внедрить использование б/у деталей для сокращения сроков и удешевления процесса.
Что предлагают?
РСА предлагает разрешить использование бывших в употреблении запчастей без согласия клиента при соблюдении строгих стандартов безопасности и качества. Среди предложений:
- создание списка комплектующих, которые допускаются к повторному использованию (например, кузовные элементы);
- запрет на использование изношенных или поврежденных деталей;
- исключение из оборота подушек и ремней безопасности, электронных блоков управления и других критически важных компонентов;
- внедрение правил диагностики и учета износа деталей.
НИИ автомобильного транспорта уже провел исследования, которые подтвердили возможность безопасного применения некоторых категорий запчастей. По их расчетам, такие меры могут сократить стоимость ремонта на 10–15% и ускорить его выполнение на 90%.
Почему это может быть невыгодно страхователям?
- Ремонт "в темную". Без согласия клиента б/у запчасти могут применяться даже в случаях, когда новый ремонт был бы предпочтительным. Это создает риск, что владелец машины не будет уверен в надежности полученной услуги.
- Неравные условия. Предлагается использовать б/у запчасти для автомобилей старше шести лет, но их владельцы рискуют получить детали, которые изначально были хуже по качеству.
- Ухудшение безопасности. Даже при строгих критериях отбора остаются вопросы к качеству восстановленных деталей, что может сказаться на безопасности на дорогах.
- Занижение выплат. При денежной компенсации по ОСАГО уже сейчас учитывается износ автомобиля. Использование б/у деталей закрепит практику, когда владельцам автомобилей будет предложено меньшее возмещение, чем они могли бы получить при ремонте с новыми комплектующими.
- Недостаток контроля. Для реализации инициативы требуется разработка системы сертификации и контроля качества б/у запчастей. Но пока она отсутствует, гарантии безопасности остаются лишь словами.
Кто выигрывает?
Страховщики уже заявили, что такие изменения помогут экономить средства и повышать рентабельность страхового бизнеса. Однако для автовладельцев это может обернуться дополнительными сложностями, начиная от качества ремонта и заканчивая удорожанием дальнейшего обслуживания машин.
Кроме того, подобное нововведение выгодно в первую очередь станциям техобслуживания, которые смогут сократить простои из-за отсутствия новых деталей.
Готов ли рынок к изменениям?
На данный момент обсуждение инициативы находится на стадии проработки. Министерства и ведомства оценивают возможные риски и преимущества. Однако уже очевидно, что реформы ОСАГО всё дальше уходят от защиты интересов автовладельцев.
Внедрение ремонта по ОСАГО с использованием б/у запчастей — очередной шаг, который больше отвечает интересам страховщиков, чем автомобилистов. Для автовладельцев это рискует стать компромиссом между скоростью ремонта и качеством, за который придется платить безопасностью и доверием. Повысится ли после этого желание купить ОСАГО? – скорее нет, чем да.