Система ОСАГО в Москве и регионах претерпевает множество изменений, направленных на ее совершенствование, и одной из таких мер стало создание перестраховочного пула.
Все дело в том, что сложилась крайне неприятная ситуация для страхователей с доступностью обязательных авто полисов – они длительное время сталкивались с противодействием страховщиков покупке полисов неугодными им категориями водителей, в том числе и через систему «Е-Гарант». Сможет ли улучшить положение вещей перестраховочный пул, обсудим далее.Почему страховщикам понадобилось создание перестраховочного пула в ОСАГО?
Диссонанс между тем, что страхователи обязаны купить ОСАГО в любом случае и желанием страховщиков иметь нужную им доходность сформировали конфликт интересов, при котором у страховщиков в арсенале оказалась масса возможностей создавать неугодным клиентам «технические» трудности прямо под «носом» регулятора, и образовалась масса жалоб на доступность автогражданки, в особенности для таких категорий, как:
• Такси;
• Убыточные водители;
• Автоперевозчики и тд.
Возникла идея о том, что если риски перестраховывать, то отпадет желание страховщиков создавать препоны к покупке ОСАГО. Механизм работы пула предполагает, что часть страховой премии будет передаваться в пул, и при наступлении страхового события расходы будут покрываться тоже пулом. При этом РСА будет контролировать всю работу этого механизма, и каждые три месяца будет распределять доли согласно объему сборов в общей массе. Производить взаиморасчеты между собой страховые компании в рамках перестраховочного пула станут также ежеквартально.
Пул приступил к работе 20 апреля 2022 года и сразу получил всплеск интереса, что страховщик списали на старт данной модели и предсказали нормализацию в последующие месяцы работы. Примечательно, что передать в пул можно полис лишь только с максимальной базовой тарифной ставкой. Что же касается того, как перестрахование повлияет на расчет ОСАГО – предполагается, что страхователи не заметят никаких перемен. Страховщики все сделают внутри своего круга, просто перераспределив риски по всем равномерно.
Будет ли такая схема рабочей, еще предстоит увидеть, ведь в теории все может выглядеть прекрасно, а на практике все может обстоять совсем не так, ведь многое будет зависеть от тех самых долей, которые нужно правильно высчитывать, и вообще от четкой работы РСА.
В связи с очередной актуализацией справочников по ОСАГО ожидается изменение результата расчета страховки ОСАГО в большую сторону, ведь даже, по мнению страховщиков, сформировавших список наиболее аварийных запчастей, их подорожание составило в среднем около 30%. На страховой рынок продолжают давить обстоятельства из автомобильной реальности, где присутствует дефицит комплектующих, а также изменение стоимости запчастей, которое не может не отражаться на страховых тарифах.