Водитель, садясь за руль «железного коня», должен понимать, что на каждом шагу его подстерегают опасности. Стихийные бедствия, неудачные маневры других участников дорожного движения, невнимательность за рулем способны привести к печальным последствиям.
Стандартный пакет страхования КАСКО покрывает риски «угон», «ущерб» и «тотал». Если транспортное средство фактически непригодно к использованию или его восстановление обойдется настолько дорого, что нецелесообразно тратить на эти нужды огромную сумму, страховая компания обязана выплатить своему клиенту компенсацию.
Понятие «конструктивная гибель машины»
С экономической точки зрения нет смысла восстанавливать разбитый автомобиль, за ремонт которого потребуют 60-80 % и более от рыночной цены ТС на момент заключения договора. Конкретный порог устанавливают компании в правилах страхования, он не зависит от марки и модели. Решение о начале процедуры оформления полной гибели базируется на выводах экспертизы, организованной страховщиком.
Тотал признают не только в связи с высокой стоимостью услуг мастерской, иногда кузову попросту нереально вернуть первоначальную форму, он настолько пострадал, что превратился в бесполезную груду металла.
Как определяют размер выплаты
Итоговая сумма, которую перечислят клиенту, зависит от таких факторов:
- учитывается ли амортизация согласно условиям страхования;
- кому достанутся годные остатки, автомобилисту или страховщику;
- имеется ли франшиза.
В процессе эксплуатации автомобиль постепенно дешевеет, он изнашивается, что ухудшает его характеристики. Для расчета амортизации разработаны специальные таблицы.
Годные остатки — детали и комплектующие, оставшиеся целыми и подлежащие реализации на вторичном рынке. Эксперты от страховщика обычно находятся в сговоре со своим работодателем и указывают некорректную стоимость запчастей, чтобы уменьшить компенсацию. Подобные споры не решить без судебного разбирательства.
Франшиза — часть убытков, покрываемая собственником автомобиля. Чем она больше, тем ниже выплата по страховому событию.
Варианты урегулирования ущерба при тотале
У страхователя есть два выхода из сложившейся ситуации:
- Отказаться от разбитой машины в пользу компании. Ему перечислят страховую сумму за вычетом износа и франшизы, если подобное предусмотрено договором.
- Забрать транспортное средство себе в надежде выгодно продать сохранившиеся элементы. Страховую сумму уменьшат на процент амортизации, размер франшизы, а также вычтут стоимость годных остатков.
Мошенничество со стороны СК — обычное явление. Манипуляциями с ценами на годные остатки никого не удивишь, но предупрежден — значит вооружен. Страховые компании не привыкли оставаться в накладе, их сотрудники знают немало схем, позволяющих наживаться на тотале. Одна из них — существенная переоценка б/у деталей в том случае, когда собственник машины намерен сам заниматься реализацией узлов и запчастей.
Подозревая обман, страхователь должен провести независимую экспертизу, чтобы выяснить, какой суммы его намерена лишить компания, и, при необходимости, отстоять свои права в суде.